Колонистский парк Петергофа

Активная светская жизнь, которая кипела в Петергофе в императорские времена, требовала новых развлечений, а значит, и площадей. В середине 19-го века, в правление царя Николая Первого было решено присоединить к Петергофу пустынную, заболоченную местность к югу от Верхнего сада. Местность носила народное название «Охотного болота» из-за водившейся здесь в изобилии дичи. Позднее вблизи был возведен небольшой поселок немецких колонистов, давший название будущему парку. Изначально это малопривлекательный участок не входил в территорию дворцового комплекса. Но грамотный подход и сотрудничество трех талантливейших людей – садового мастера П. Эрлера, инженера М. Пилсудского и архитектора А. Штакеншнейдера позволили обустроить здесь очень оригинальный (и впоследствии очень востребованный) небольшой парк.

Благоустройство Колонистского парка

В 1839 году болото осушили, на его месте вырыли живописный пруд, укрепив берега массивными валунами и дамбой, которую позднее украсили чудесной аллеей. Сложная инженерная система поставляет воду в пруд из ближних Ропшинских ключей, а воду из пруда – в восточные фонтаны Нижнего парка. Для озеленения болотистого участка было высажено 4 тысячи деревьев и более 7 тысяч кустарников в течение неполных трех лет. В 1841 году бывшее Охотное болото стало красивым пейзажным парком.

Колонистский парк невелик, всего 29 га. Его доминанта и главное украшение – Ольгин пруд (в честь дочери Николая Первого великой княгини Ольги), окруженный раскидистыми серебристыми ивами. На двух островках пруда расположились уютные павильоны:

  • В 1842 году был возведен Царицын павильон (остров получил его имя), выполненный по желанию императрицы Александры Федоровны в «помпейском» стиле. Павильон действительно словно списан с полотен об извержении Везувия. Его окружил великолепный сад с фонтанами, романтическими беседками и множеством скульптур. Особая «изюминка» павильонной террасы – дивная скульптура «Спящая нимфа» - словно на минуту задремала под плеск набегающих волн. С верхнего этажа башни замечательно просматривается весь остров и прилегающий к павильону живописный сад.
  • В 1846 году в честь прибытия на родину в качестве королевы Вюртембергской (после вступления в брак) младшей дочери царя – Ольги, на втором острове построили Ольгин павильон -  в виде южноитальянской виллы. Симметрично Царицыно от него поднимается высокая средняя часть со смотровой площадкой. Ступени одного из входов опускаются прямо к воде. Окружающий Ольгин павильон садик также хорош и романтичен, как Царицынский.

Глядя с берега на Ольгин и Царицын островки несложно представить былые времена. Многочисленные гости императорской семьи отправлялись к павильонам на паромах (для них были оборудованы необычные причалы в виде огромных чугунных ваз) – утренний кофе и вечерний чай подавали на островах. В Ольгином пруду летом плавали лебеди, дополняя чудесную романтическую обстановку Колонистского парка.

Петропавловский собор

Невозможно оставить без внимания удивительный исторический памятник, предваряющий вход в Колонистский парк. На берегу Ольгиного пруда посетитель изумленно замрет перед православным храмом  исключительной красоты и гармонии – собором святых апостолов Петра и Павла. Созданный в лучших традициях русского храмового зодчества, собор словно открывает путь в самую великолепную в мире «столицу фонтанов».

Может быть интересно