Миниатюрный в размерах (всего 685 кв. метров), лишенный ослепительного блеска и грандиозных построек, Китайский садик в Петергофе, несомненно, заслуживает небольшого отдельного рассказа. Его изящный ландшафтный дизайн – уединенный, защищенный от морских ветров, - дышит восточной мудростью и спокойствием.
Территориально Китайский садик вписан в Нижний парк и располагается рядом с дворцом Монплезир. В середине 19 века местный банный корпус потребовал крупной реконструкции. В результате небольшая площадь между баней и заливом приобрела непрезентабельный вид. Тогда и возникла идея разбить здесь оригинальный садик.
Проект сада разработал архитектор Э. Ган, а в реальность его заботливо воплотили известный садовник И.Х. Бальтазар и фонтанный мастер Г. Штокмар. Их замечательное сказочное творение живет уже более полутора веков. Обустроенное в пейзажном стиле крохотное пространство является поистине райским уголком – извилистые тропинки, таинственные, густо заросшие берега очаровательного прудика, журчание прозрачных ручьев и плеск фонтанов – усталый петергофский турист найдет здесь покой и отдохновение от утомительного сияния и роскоши. Все детали садика гармонично вписываются в задуманный «китайский» мотив: естественные, неровные очертания газонов, горбатые мостики и, конечно, пагода.
Самая выразительная деталь расположена в самом центре Китайского садика – это небольшой искусственный грот из туфа. Из грота выбивается бурлящий поток, стекая водопадом в две мраморные чаши, а из них – в маленькое озеро, окружающее каменный туфовый островок. Гармонию этой миниатюрной композиции подчеркивает мраморная скульптура «Амур и Психея» на высоком постаменте.
После революции садик был запущен, фонтаны сломаны, а во время войны немцы устроили там оборонительный дот. Планировка и декоративные элементы Китайского садика были уничтожены. Сохранившиеся в архивах чертежи помогли полностью восстановить его первоначальный облик, и сегодня он является непременным пунктом туристского маршрута по Петергофу – самобытным и уединенным островком.