Именно так. Роскошь дворцов и искусственных водопадов, сияние золоченых скульптур, изысканные фонтаны, идеальная продуманность и символичность каждой скульптурной и растительной группы… Блистательная красота Петергофа уже не одно столетие приводит в восторг туристов со всего мира. Дворцово-парковый комплекс является самой узнаваемой визитной карточкой не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Над созданием Петергофа трудились известнейшие мастера Европы (архитекторы, инженеры, скульпторы, садовники) – и создали жемчужину, равной которой может считаться лишь знаменитый Версаль.
Расположенный на двух природных террасах, с которых открываются красивейшие виды на Финский залив, Петергоф впечатляет не только изяществом ландшафтов, но и масштабом: в комплекс входят девять парков, о каждом из которых можно рассказать свою историю.
Четко очерченный прямоугольник Верхнего сада размером в 15 гектаров, расположенный перед самым грандиозным сооружением Петергофа – Большим дворцом, отличается идеально симметричной композицией. Это парадная территория дворца и все в ней устроено так, чтобы поразить зрителя императорской властью не только над человеком, но и над природой. Это парк в лучших традициях регулярного стиля.
Заложен Верхний сад в 1716 году по указанию Петра и благоустраивался он в течение 10 лет. В ландшафтном дизайне парка нашли отражение все типичные для 18 столетия элементы: берсо (крытые аллеи), партер, боскеты (небольшие прямоугольные участки внутри парка, огороженные живой изгородью), романтичные беседки. Впечатляет массивная ограда сада из 150 каменных столбов, украшенных изображениями львиных голов с деревянными решетками в пролетах. Стоит отметить, что сам дворец при Петре был весьма скромным зданием (его грандиозная перестройка – уже дело императрицы Елизаветы Петровны).
Изначально парадный выход дворца вел в Нижний парк: туда можно было подплывать по специально проложенному каналу на яхтах и парусниках – для императора и его свиты в этом был особый шик. Поэтому Верхний сад поначалу задумывался как практическое приложение к дворцу. Здесь были насажены плодовые деревья и разбит огород с овощными грядками, пряностями и лекарственными растениями. Пруды изобиловали изысканными видами рыбы для царского стола. Идея сделать Верхний сад парадным появилась через 15 лет: грядки были сровнены с землей, пруды сада украсились фонтанами, а партер – золоченой скульптурой и уютными трельяжными беседками.
Кстати, в 19 веке Верхний сад надолго утратил идеальные очертания и симметрию в угоду моде – возросла популярность пейзажных парков. Парк был намеренно запущен, а прямо вдоль центральной оси хаотически посажены деревья. Рукотворная гармония исчезла почти на столетие. Но в 1929 году симметричный облик сада был восстановлен. Снова ненадолго: кропотливый труд уничтожили фашистские налеты в годы Великой Отечественной войны - Верхний сад был буквально стерт с лица земли.
После долгих восстановительных работ Верхний сад был полностью возвращен к жизни в 1972 году и сейчас представляет собой точную копию созданного в 18 столетии регулярного парка – с ровными аллеями, геометрически подстриженными кустарниками и деревьями и роскошным партером.
Главное украшение Верхнего сада – фонтаны. Пять огромных бассейнов служат оригинальной декорацией для фонтанов и скульптур: они располагаются в центре водной глади. Есть у этих водоемов еще одно скрытое от глаз важнейшее назначение – в их резервуарах накапливается вода для фонтанов Нижнего парка.
Из утраченных украшений Верхнего сада особенно примечательна была «Нептунова телега» - на ее месте сейчас находится фонтан Нептун. В 1737 году под руководством Растрелли в этом бассейне была установлена огромная скульптурная композиция с конной колесницей владыки морей в окружении тритонов, трубящих в морские раковины. По свидетельствам очевидцев фонтан был потрясающе красив: его струи били не только из трезубца Нептуна, но и из всех деталей композиции: из конских копыт и ноздрей, из дельфинов и раковин. Создавалась незабываемая игра бьющей под напором в разных направлениях воды, особенно красивая в солнечных лучах.