Не правда ли, куда проще вставить ключ в замок хотя бы слабо освещенной калитки, чем делать это в темноте, на ощупь? А, попав на участок, приятно обнаружить, что, несмотря на поздний час, дорожка, ведущая к дому, входная дверь и даже небольшой порожек перед ней видны достаточно отчетливо. Эти не сразу заметные, но столь важные признаки комфорта обеспечивают так называемое дежурное освещение. Его задача - дать людям возможность не только легко ориентироваться на участке, но и безопасно по нему перемещаться. Именно освещенные дорожки образуют "световой скелет" ночного сада, выполняющий главную функцию системы садового освещения - обеспечение возможности ориентироваться в пространстве и обозначение пути. Такое освещение чаще всего бывает всесезонным, радуя хозяев и коротким российским летом, и долгими зимними ночами.
Чтобы правильно спроектировать освещение дорожек, нужно выполнить требования, предъявляемые к этой части осветительной системы участка:
Другой вид освещения, к которому в последнее время проявляют все больший интерес обитатели коттеджей — функциональное Садовое освещение. Для чего оно предназначено? Во-первых, для нормальной освещенности мест, в которых обитатели загородного дома обычно проводят поздние часы. Очень приятно, например, теплым летним вечером посидеть у самовара в ярко озаренной беседке. Во-вторых, этот вид освещения призван украсить, сделать более выразительными и дом, и прилегающую к нему территорию. Со вкусом подобранные и умело размещенные на участке осветительные приборы (различные по конструкции и дизайну фонари, бра, подвесные лампы, прожекторы) способны выхватить из темноты наиболее эффектные фрагменты здания, подчеркнуть их красоту и оригинальность. Созданный таким образом вид гармонично дополняется продуманно подсвеченными отдельными элементами ландшафта. Это может быть альпийская горка, уютная садовая скамейка, искусственный водоем с искрящимся фонтанчиком, скульптурная композиция и т. п.
Сказочная картина дарит покой и негу, снимает накопившееся за день напряжение, согревает душу. Умело организованное освещение способно затушевать мелкие архитектурные дефекты построек, подчеркнуть своеобразие архитектуры здания, фактуру материала, оригинальность декоративных украшений. Но для этого вам надо ясно представлять себе, каким вы хотите видеть свой дом и участок по вечерам. Какие места (беседка, бассейн, детская площадка, теннисный корт) должны иметь соответствующее функциональное освещение, какие наиболее интересные элементы ландшафтного дизайна (альпийская горка, искусственный водоем, могучий дуб, декоративная зеленая изгородь, скульптурная группа и т. д.) хотелось бы видеть на световой картине. На основании этой информации разрабатывается концепция системы освещения. То есть определяются стиль, главные «персонажи» и общая композиция будущей вечерней картины. Лишь после этого следует выбирать осветительные приборы и определять схему их размещения на участке. Причем светильники могут различаться по высоте, количеству плафонов, способу монтажа и даже стилю. Например, около парадного крыльца не грех поставить пару высоких трех плафонных красавцев, гармонирующих с архитектурой дома, возле беседки и вдоль дорожки разместятся невысокие светильники в том же стиле, но с одним плафоном, а на рубленой бревенчатой баньке будет висеть бра, напоминающее старинный фонарь.
Для подсветки дома и элементов окружающего ландшафта подбираются соответствующие прожекторы. Переставляя приборы, меняя ракурсы подсветки, можно менять и всю световую картину. Для удобства пользования приборами и экономии электроэнергии схему освещения участка разбивают на отдельные цепи (контуры). Управление контурами (выключатели) устанавливаются на функционально - удобные места. Например освещение тропинки от калитки к дому включается у калитки, а выключается у дома и наоборот. А можно доверить эту работу программируемой автоматической системе управления, оснащенной таймерами, датчиками движения и т. п. Таким образом, появляется возможность включать фрагменты системы в любых комбинациях. Например, во время вечернего чаепития в беседке нет смысла освещать теннисный корт и детскую площадку. Конечно, чем больше контуров, тем больше потребуется проводов и коммуникационных устройств для монтажа системы. Проектирование и монтаж систем освещения лучше поручить специалистам.
И наконец, самые "продвинутые" домовладельцы организуют на своих участках праздничное освещение, или иллюминацию. Ее используют в торжественных случаях, когда хотят показать гостям дом и окружающий его ландшафт во всем великолепии. Для этого здание и участок освещаются ярко, почти как днем. Дополнительные спецэффекты помогают создать у гостей и хозяев настроение великолепного праздника. Сегодня на отечественном рынке уличных светильников ведущие позиции занимают изделия итальянской фирмы FONDERAL, немецкой BRILLIANT, бельгийской ROYAL BOTANIA и нескольких других. По назначению и принципу действия все эти приборы можно разделить на две неравные группы. Первую, более многочисленную, составляют садовые светильники. Из них формируют основу практически любой системы наружного освещения. Обычно такие приборы размещают вблизи парадного входа в дом и вдоль основных "магистралей" (дорожек) участка. Вторую группу образуют прожекторы, создающие направленные световые потоки. Используют эти приборы для подсветки сооружений и отдельных привлекательных элементов ландшафта.
Сами по себе прожекторы не играют декоративной роли - их устанавливают так, чтобы они были незаметны. Поэтому внешний вид этих приборов прост и незатейлив. И стоят они существенно дешевле, чем красивые садовые светильники. Что же касается последних, то они, во-первых, освещают заданную территорию и, во-вторых, ее украшают, облагораживают.
Своими размерами, формой, расположением садовые светильники гармонично вписываются в общую стилистику участка, а иногда и определяют ее. Их эстетическая значимость усугубляется еще и тем, что они "работают" в две смены. С ночной вроде бы все ясно. А днем, хорошо видные издалека, они превращаются чуть ли не в главные декоративные объекты залитого солнцем ландшафта. Это заставляет производителей уделять особое внимание дизайну выпускаемых изделий. Количество стилей, в которых изготавливаются садовые светильники, сравнительно невелико, и границы между ними весьма условны. Приборы тяготеют либо к глубокому ретро ("под старину"), либо к современному дизайну ("модерн"). В каталогах фирм- производителей светильники, как правило, предлагаются коллекциями, выдержанными в единой стилистике. Коллекцию образуют три разных по высоте (от 1 до 3 м.) фонаря, предназначенные для установки вблизи входа в дом и вдоль дорожек, а также несколько разных бра. Предполагается, что при эксплуатации приборов на них не будут наезжать машины, газонокосилки и снегоочистители. А вот солнце, летняя жара, зимние морозы, повышенная влажность, туманы и дожди, особенно кислотные, способны сильно подпортить внешний вид светильников. Поэтому их корпуса изготавливают из литейных алюминиевых сплавов с последующей механической и электрохимической обработкой и нанесением специального защитного порошкового покрытия. В результате некоторые производители дают на свою продукцию 25-летнюю гарантию. Окраска корпуса и несущих деталей светильников может довольно широко варьироваться: черная, черная с зеленым, черная с золотом или серебром, белая, белая с золотом или серебром и др.
Классические садовые светильники, как правило, имеют кривую силу света, близкую к синусной. Говоря обычным языком, они светят "вбок" и вдаль, равномерно по всем сторонам света, и не светят вверх и вниз, так как там находятся соответственно крышка и опора светильника. При всем уважении к истории, приходится констатировать печальный факт: дорожку эти светильники не освещают. То есть не то, чтобы совсем не освещают… конечно, часть света на нее попадает, но гораздо лучше они освещают близлежащие кусты, белые стволы берез и даже белую стену гаража в двадцати метрах поодаль. Попытка замены лампы на более мощную ни к чему новому не приводит: глаз просто адаптируется к новым уровням яркости, а качественно ничего не меняется.
Дополняет картину эффект ослепления от близких источников. Отходим подальше, пытаясь "охватить" всю световую сцену. Картинка распадается на множество ярких точек… и становится абсолютно плоской. Дорожки, газоны, растительность - все очень невыразительно, одноцветно… да, просто не видно ничего кроме этих точек! Заменяем рассеиватели на матовые. Картинка немного смягчилась, но принципиальных изменений не произошло. Взамен слепящих точек - яркие пятна. Все по-прежнему плоско, трудно понять реальное расстояние до светильников, сцена представляет из себя яркие точки в темноте. Впрочем, существуют исключения. Если рядом с фонарем оказывается куст или дерево, он проявляет себя с самой лучшей стороны - если повезет, получается настоящий ансамбль.
"Поведение" этой группы светильников во многом повторяет предыдущую группу, что вполне законно, учитывая ту же кривую силу света. Интересен случай применения отражателей, не только защищающих от ослепления, но и перераспределяющих световой поток вниз. Такие отражатели существенно улучшают характеристики приборов для освещения. В данной группе садовых светильников можно выделить продукцию бельгийской фирмы ROYAL BOTANIA. Приборы этого производителя отличаются современными элегантными формами и сделаны из дорогостоящих материалов (тик, гранит).
Сферическая форма светильника часто предпочтительна, так очень близка к "природным" формам — листьям, каплям воды и т. д. Самая лаконичная "невидимая" форма - прозрачный шар - к сожалению не является удовлетворительной, так как делает видимой лампу и неизбежно дает ослепляющий эффект. Широко применяются матовые сферы из поликарбоната или полиметилметакрилата. Интересное решение - верхняя часть сферы, отражающая свет вниз. Хотя сферы и не выглядят слепящими точками, яркость их свечения очень высока, что является серьезным недостатком при "строительстве" световой сцены. Исключение - когда применение светящихся объектов само является художественным приемом. Успех светильников Moonlight свидетельствует о том, что это вполне возможно. При этом применяются сферы большого размера с компактными люминесцентными лампами очень малой мощности.
"Индиректы" вошли в моду в последние несколько лет и сейчас, пожалуй, все серьезные фирмы внесли их в свои каталоги. Конструкция светильников обеспечивает отсутствие ослепления и равномерное освещение больших территорий, а применяются в них современные металлогалогенных ламп с улучшенной цветопередачей и длительным сроком службы, что упрощает обслуживание. Для парков и рекреационных зон такие светильники — просто отличный выбор. Применение "индиректов" на высоких опорах очень эффективно, а применяемое в некоторых моделях размещение источника света в нижней части опоры ("транспортирует" свет наверх полый световод) превращает замену лампы в сущий пустяк. Для "задних аллей" частных садов большая часть светильников отраженного света "тяжеловата", но они идеальны для партерной части, для освещения подъездных путей, спортивных и детских площадок.
Удивительно, но мало кому известно, что существуют предназначенные именно для подсветки дорожек светильники (очень широко распространенные в Америке), которые, кстати, так и называются - pathlights. Эти светильники довольно редко используются у нас, хотя их характеристики идеальны для освещения тропинок. Лампа в таком светильнике светит строго вниз и поэтому эффект ослепления отсутствует.
Для маленьких тропинок совсем крошечные светильники, использующие галогенную лампу MR-11, могут быть скрыты в придорожных кустах. В светильниках размером побольше обычно используются компактные люминесцентные лампы. Все большую популярность сегодня приобретают осветительные системы низкого напряжения (до 12 В).
Системы легко устанавливаются на участке и переносятся с места на место. Их можно приспосабливать для подсветки отдельных шедевров флоры, дополнять и изменять по мере роста деревьев и кустарников. С ними не нужны соединительные муфты или проложенные глубоко под землей кабели. Они не приносят вреда растениям, а их миниатюрные элементы легко маскируются в саду.
Все имеющиеся в продаже светильники комплектуются элементами крепежа. При этом тип прибора определяет способ его установки. Скажем, модели, предназначенные для подсветки дорожек, обозначения площадок, акцентного освещения, как правило, закрепляются с помощью штырей (то есть просто втыкаются в грунт). Штыри, как и корпус прибора, сделаны из не подверженной гниению пластмассы. При установке на деревянную поверхность или бетонную плиту светильник просто крепят шурупами, для этого в основании корпуса имеются необходимые отверстия. Высокие фонари продаются с дополнительной арматурой, которая прокладывается внутри бетонной опалубки. Металлическое основание конструкции водружается на арматуру и прикручивается болтами к плите. Полый корпус фонаря вставляется в металлическое основание и тоже крепится болтами. В случае монтажа приборов на вертикальных поверхностях используют специальные настенные держатели.
Для электропитания светильников используют кабель напряжением 220 В. Подводку необходимо прокладывать под землей на глубине 50-70 см в пластмассовой или металлической трубе, что уменьшит ее деформацию при сезонных подвижках грунта. Кабель должен быть цельным (не иметь соединений) и протягиваться от выключателя, перед которым необходимо поставить автомат защиты. От кабеля можно отвести электрические розетки и расположить их на корпусе фонаря (это очень удобно для подключения, например, газонокосилки, электропилы, дрели). Используем рельеф, постройки, деревья.
Для некоторых заказчиков светильник на опоре в саду не является украшением участка, поэтому оправданным является стремление к "свету без светильников", причем это отнюдь не утопия. В качестве опор, а иногда и в качестве светильников может использоваться любой элемент ландшафта. Очень распространенный пример - освещение дорожки, прилегающей к постройке, сверху - с крыши или со стены. Сосны, столь распространенные в Подмосковье - прекрасные природные опоры для низковольтных "галогенок" (которые, к слову, можно спокойно прикручивать шурупами - хвойные деревья, имеющие "карманы" со смолой, прекрасно с этим справляются).
Жители прибрежных районов, а также иные счастливые обладатели "гористых" участков могут обойтись без опор и стоек, встраивая светильники в подпорные стенки. Можно встраивать маркировочные "аплайты" 2 (степень защиты не менее IP67) прямо в дорожку, при этом источники света должны быть невысокой яркости, а сами светильники - небольшими. Идеально для этой цели подходят светодиоды. Кстати, светодиоды позволяет легко подсвечивать любые встраиваемые в мощение светопрозрачные элементы, например куски стекла, прозрачную плитку и т. д., важно только не забыть о подсветке, пока дорожка еще не готова. Наконец, существует совершенно "экзотический" вид подсветки - оптоволоконное "перевернутое звездное небо", когда аллея превращается в "Млечный путь" с плотностью 10-50 "звезд" на квадратный метр. Кстати, и этот вариант с применением новых технологий (иллюминаторы для оптоволокна на основе светодиодов) становится доступным не только для небожителей…
Для опор и каркасов светильников применяют в основном нержавеющую сталь или алюминий с порошковым полимерным и эпоксидным покрытием (с предварительным хроматированием). Плафоны (прозрачные, дымчатые или матовые) изготавливают из стекла или антивандального пластика. В каталогах и проспектах, которые предоставляют фирмы, производящие уличные светильники, наиболее часто встречаются следующие технические характеристики: Тип лампы, тип патрона, напряжение, на которое рассчитана лампа, и ее максимальная мощность.
Для обозначения различных типов ламп используется буквенная кодировка (Л - люминесцентная лампа, НЛ - натриевая, РЛ - ртутная, G - галогенная и др.). Например, ЛН100 Е 27 - лампа накаливания мощностью 100 Вт, патрон с резьбовым цоколем и диаметром резьбы 27 мм; КЛ23 - компактная люминесцентная лампа мощностью 23 Вт. Световой поток в люменах (Лм). Степень защиты IP (по международному коду) от проникновения твердых тел и жидкости. Для светильников наружного освещения защита должна быть не хуже чем IP 23, а у прожекторов подсветки - IP 55. Класс электроизоляции обозначается римскими цифрами I, II и III (лучший - класс I).