Высочайшая гармония и невыносимая роскошь – это Нижний парк Петергофа. Гениальное сотворчество человека и природы. О Нижнем парке можно говорить только в самых превосходных степенях. Именно он принес Петергофу всемирную славу.
Сам Петр Великий делал наброски его композиции, взяв за образец французский Версаль. Уступ высокой 16-метровой террасы венчает Большой дворец. Морской канал, проложенный специально для подхода на яхтах прямо к парадному входу дворца, упругой стрелой рассекает территорию парка посередине и выходит к Финскому заливу. Канал начинается огромной чашей бассейна, раскинувшегося у подножия террасы. Симметричные живописные цветники обрамляют чашу. От верхней площадки дворца в бассейн спускается ступенчатый каскад, бурлящий роскошным водопадом. Золоченые скульптуры и античные вазы ограничивают каскад с обеих сторон. Мириады брызг в сиянии золота создают уникальную картину. Петергофский каскад уникален - подобного нет нигде в мире.
В центре водной чаши на огромном осколке скалы высится грандиозная скульптура на знаменитый библейский сюжет – Самсон, разрывающий пасть льву, работы великого Растрелли. По замыслу мастера могучий Самсон символизирует самого Петра, победившего Швецию (на ее гербе изображен лев). Кстати, сам Петр склонялся к другому сюжету – Геракл, побеждающий морскую гидру, но эта задумка позже была отклонена. Выбрали Самсона – победа в Полтавской битве произошла в день памяти святого Самсония-Странноприимца.
Расположенные вдоль зеркальной ленты Морского канала небольшие фонтаны создают ему прозрачную водную огранку. Блистательный симбиоз человеческого гения, грандиозного труда и воды лучше всего виден с верхней площадки дворца. Именно отсюда читается великолепный замысел парка – показать торжество водной стихии. Покорителю морей – Петру такая идея была созвучна, как никакая другая.
Выверенная точность и симметрия – главные признаки регулярного стиля, и им подчинены все композиции Нижнего парка. Парковая зона идеально размечена лучами-аллеями, идущими на восток и запад от Большого Каскада. Вся территория содержит три законченных архитектурно-парковых ансамбля – в каждом из них доминантой служит дворец с красивыми цветниками партеров и фонтанами:
При устройстве Нижнего парка некоторые части леса, находившегося на территории, были сохранены и органично вписаны с ландшафт. Но основа зеленого массива – привезенные из самых разных уголков не только России, но и мира саженцы. Например, известно, что липы в Нижний парк доставлялись принудительно из Новгородских монастырей.
Жестоким фашистским бомбардировкам подвергся Нижний парк во время Второй Мировой войны. Большой дворец, вся сложнейшая фонтанная система и сами фонтаны были разрушены, лесные насаждения большей частью вырублены, а великолепный Самсон похищен. После войны была выполнена точная копия фонтана, а тайна исчезновения подлинника до сих пор не раскрыта.
Примечательно, что ландшафт Нижнего парка создавался лучшими представителя разных европейских школ регулярного стиля, привнесших из каждой самые выразительные детали. При этом искусственная правильность ничуть не затмевает буйства природы. Эта гармония обеспечена именно обилием фонтанов – главной «изюминки» Нижнего парка.
По первоначальному замыслу Петра великолепный фонтанный комплекс должен был располагаться вовсе не в Петергофе, а в Стрельне. Работы были уже начаты, когда обнаружилось, что круглосуточное функционирование фонтанов невозможно. Для этого требовалось поднять воду до отметки в 10 метров, что неминуемо привело бы к затоплению территорий рек Стрелки и Кикиенки (они находятся гораздо ниже). Гидроинженер Б.Миних предоставил императору технический расчет, доказывающий ошибочность начальной идеи. И указал на Петергоф, ландшафт которого словно специально был придуман природой для устройства масштабной водной феерии.