В начале 18 века знаменитый английский архитектор сэр Джон Ванбро, занимаясь строительством дворца Бленим, рядом с Оксфордом, обратился к заказчице проекта, герцогине Саре Мальборо с официальным «Меморандумом», в котором убедительно просил ее не сносить полуразрушенный дом на участке строительства. Архитектор обращал внимание герцогини на тонкое очарование естественности, присущее этим руинам.
Вскоре с его легкой руки началась эпоха нового взгляда на культурные парки: взгляда, бережного к природе во всех ее проявлениях. Парковый стиль получил название «пейзажного» или английского. Впрочем, Англия является родоначальницей именно европейского направления этого стиля. Пейзажный стиль пришел с Востока - из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.
Англичане заметно усовершенствовали этот стиль, внесли в него чуть «английской чопорности» и старомодной аккуратности. Направление получилось совсем новым и своеобразным. Идеально вписавшиеся в эпоху романтизма Англии 18 века с его бунтарством и сопротивлением строгой классике, пейзажные сады остались английской «визитной карточкой» на все времена, и очень скоро оказались уместными и любимыми во всем мире.
Главная «изюминка» пейзажного сада – органичность, общность с окружающим ландшафтом. Сад должен выглядеть естественной его частью, продолжением. Ассиметричные, природные линии, почти незаметное исправление зримых недостатков участка, обширные лужайки и даже луга – это обязательные атрибуты английского паркового стиля. Рука человека видна лишь в ухоженных клумбах и некоторой аккуратности природного буйства. Кстати, в истинном английском саду луга обходятся без стрижки.
Цветов в английском саду высаживается мало. Цветники компонуются возле дома или водоема. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета, окраска листвы в разное время года. Дом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьев. Дорожки извилистые, кроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный камень.
"При этом, - пишет А. Э. Регель, - искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты - по возможности развиться, а при отсутствии таковых - созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности".
К концу 18 века английским архитектором ландшафтов Хамфри Рептоном были разработаны единые правила создания пейзажных садов. Его главные принципы – зримая естественность и незаметность искусственного вмешательства. Ими и поныне руководствуются дизайнеры и садоводы.
Вслед за Англией пейзажный парковый стиль полюбился свободолюбивым французам. Интересно, что ценящим строгость и четкую размеренность педантичным немцам он тоже пришелся по душе: один из известнейших пейзажных парков мира, объявленный Памятником Всемирного наследия, находится в Германии, в королевстве Дессау-Верлиц.
Созерцая красоту пейзажного парка, зритель восторгается не столько талантом и трудом садовников, сколько гармонией и мудрым совершенством самой природы. Почти полное отсутствие четкого плана, неровные поляны и раскидистые деревья дарят ощущение свободы и непредсказуемости. Невозможно вычислить, что ждет тебя за следующей рощицей – заросший пруд или нарядный цветник.
В России одни из самых первых и известных пейзажных садов находятся в Петергофе и Павловске под Санкт-Петербургом. Не менее известен и Царицынский парк в Москве, представший во всей своей красе после грандиозной реконструкции.